Про качество образования будущих юристов
С развитием рыночной экономики роль юридического образования фантастически выросла, а количество юридических школ (факультетов и университетов), которые занимаются подготовкой юристов, увеличилась в десятки раз. Юридическое образование стало более доступным, особенно после того как абитуриенты получили возможность поступать в университет по результатам внешнего независимого тестирования и на контрактной основе.
Сегодня В России юристов готовят более 300 вузов, а лицензированная количество студентов — юристов превышает 70000 Подготовкой будущих юристов занимаются сейчас не только классические университеты и специализированные юридические вузы, но и технические университеты и университеты уже совсем неюридического профиля. В итоге рынок труда для молодых юристов в настоящее время перенасыщен. Также необходимо помнить и о том, что многие молодые люди получили возможность учиться в европейских и американских университетах, где они получают образование зачастую совсем иного качества.
Повышение качества образования
При такой ситуации нельзя говорить, что качество подготовки юристов одинаково высоко во всех университетах страны. Внимательное изучение рейтингов университетов показывает, что у работодателей (органы государственной власти и управления, прокуратура, юридические и адвокатские фирмы, предприятия) котируются выпускники не более 15 государственных и частных юридических школ. А уже данное преимущество при прочих равных условиях отдают не более пяти из них. Работодателям все меньше нужны абстрактные «знайки», им не хватает выпускников компетентных.
Если 20 лет назад работодателя устраивала указанная в дипломе юриста специальность «Правоведение» или «Международное право», то сейчас этого уже мало. Работодатель хочет не просто компетентного специалиста, но и юриста, специализирующегося в определенной практике.
В условиях значительного национального перепроизводства юридические факультеты попали в ситуацию, когда необходимо принимать срочные меры по повышению качества образования с учетом опыта западных юридических школ. Если коротко, то менеджеры наиболее продвинутых юридических школ поняли, что количество вызубренных законов и страниц учебников совсем не значит, что выпускник может профессионально работать с первых дней после получения диплома. Необходимо переходить к воспитанию не только юридических, но и других компетенций.