Реальные контуры сотрудничества юриста и клиента
Вопрос как клиенты оценивают юридические услуги и выбирают консультанта интересный. Как мы вообще что-либо или кого-либо выбираем? Любой выбор подразумевает сравнения. Чтобы удовлетворять клиентов, юристу необходимо в каждом конкретном случае соответствовать существующему у этого клиента представлению об идеальном юристе.
Прежде всего, идеальному юристу-консультанту необходимо уметь слушать. Именно «умение слушать» часто свидетельствует, с точки зрения клиента, о глубоком «понимание». Консультанту равно кого консультировать: промышленное предприятие, сеть пекарен или парикмахерский салон. Но у клиентов существует мнение, что в их отдельном случае должен разбираться только узкопрофильный и самый квалифицированный специалист. Чтобы получить самую высокую оценку клиента юрист должен быть и психологом, и другом, и профессионалом одновременно.
Реальные очертания сотрудничества
Конечно, определенной гарантией качества юридических услуг является профессионализм юристов. Клиенты высоко ценят компетентность сотрудников юридической фирмы, своевременное и быстрое решение проблемы, наличие связей в государственных органах, простые и действующие рекомендации. Вместе с тем, на уровень оценки качества юридических услуг в значительной степени влияет также внимательное отношение и заинтересованность в решении проблемы клиента.
Юрист должен заботиться о клиенте и уважать его как личность. Это дает возможность клиенту уважать юриста как компетентного профессионала. Общая ошибка, которую делают юристы, заключается в том, что юристам не всегда удается разрешить клиенту завершить изложение своей проблемы. Некоторые юристы считают, что «время — деньги» и могут прервать клиента до того, как он завершит изложение своей проблемы. Поэтому среди отрицательных качеств юридической фирмы потребители часто называют неуважительное, невнимательное отношение к клиенту, а также вымогательство аванса, платы «за каждое слово».
Консультирование является процессом, с помощью которого юристы содействуют клиентам в принятии решений. Юрист не должен преувеличивать шансы на положительный исход дела. Неоправданные ожидания клиента скажутся на отношениях юриста и клиента, делая, возможно, клиента недовольным юристом и правовой системой. Кроме того, иллюзия несложности нахождения решения может привести клиента к сомнениям относительно адекватности оплаты услуг юриста.
В ходе представления интересов клиента юрист должен продолжать постоянно сотрудничать с ним. Клиенты, которых держат в курсе дела и участвующих в принятии решений на протяжении всего периода представления юристом интересов клиента, является как раз той категорией клиентов, наиболее удовлетворены взаимоотношениями с юристом.