Основные виды софизмов в разговоре
На сегодня, для удовлетворения своих потребностей, в разговоре очень часто используют софизмы — преднамеренные ошибки в критике и аргументации.
Виды аргументов
Различают в разговорах два вида аргументов — это аргументы к содержанию дела и аргументы к человеку (эмоциональное воздействие на человека).
Аргументы к делу непосредственно касаются темы разговора, предмета обсуждения, притом что, аргументы к человеку никоим образом не относятся к обоснованию объекта разговора, а направлены на субъект — собеседника.
Поскольку второй аргумент используется только для того чтобы занять высокую позицию в споре, то в ходе этого сама дискуссия превращается ту, целью которой является неполучение истины, а простая, никому не нужна победа в дебатах. При этом выделяют около двадцати пяти вариаций аргумента к человеку, рассмотрим некоторые из них.
Субъективный аргумент
Это аргумент заведомо ложный или недостаточно доказанным, но при этом, он выходит из убеждений собеседника. Это не инкрустация в разговор ложных утверждений, а только заимствования из сознания оппонента факта, и коррекция его в нужную нам сторону без существенного изменения содержания.
Лживый аргумент
Он характеризуется тем, что с его помощью пытаются разговор ввести заведомо ложную мысль, заставить собеседника принять ее за истинную. Этот прием, в свою очередь, делится на следующие подвиды: частично лживый аргумент, тактико-лживый аргумент, неприкрытый лживый аргумент, неправомерное обращение к науке, лживый аргумент как предпосылка к вопросу, лживый аргумент, что следует из подтекста, адвокатский аргумент т.п..
Аргумент к выгоде
Он заключается в том, что справедливое утверждение применяется вследствие того или иного действия. Событием, следующего за выбором и поддержанием мысли говорящего, в таких случаях, всегда следует успех.
Аргумент к авторитету
Он включает в себя ссылки на авторитетные мнения людей, государств, политических или общественных объединений и, конечно, оппонент не осмелится идти против общепризнанных принципов. Обычно, вместе с этим аргументом используется лживый аргумент.
Аргумент в силу
В своем контексте предусматривает следование неприятных последствий. Характеризуется тем, что после исчезновения прямой или побочной угрозы, оппонент снова начинает поддерживать свое былое мнение и противоречить тезису говорящего. Поэтому можно сказать, что этот аргумент является малоэффективным в спорах, нерегламентированных время.
Таким образом, можно сделать вывод, что софизмы чрезвычайно распространенным явлением в культуре речи. Именно широкое разнообразие помогает им оставаться незамеченными в разговоре. По моему мнению, софизмы искажают всю суть любого разговора, что ведет за собой потерю смысла дебатов.