Юридический консалтинг глазами клиентов
Профессия юриста является одной из древнейших профессий в мире. В древности функции правотворчества и правоприменения осуществляли опытные и наиболее авторитетные старейшины, жрецы, позже — духовенство. Роль юриста всегда заключалась в том, чтобы помочь действовать в рамках закона, и, при наличии конфликтных ситуаций и противоречий, действовать по закону. Основным стимулом работы юриста должно быть желание быть нужным людям, творить нечто новое, полезное.
Но все юристы имеют это высокое чувство своего служебного долга? Как выглядит юридическое сообщество в глазах потребителей юридических услуг — клиентов? Основательные маркетинговые исследования, которые дали бы возможность взглянуть на сущность юридического обслуживания глазами клиентов, является сегодня большой редкостью.
Пожалуй клиенты — это удивительная вещь в украинском юридическом бизнесе. Отечественные бизнесмены давно научились дегустировать вина, разбираются в особенностях тканей, из которых шьются костюмы от Brioni. Но при этом они проявляют странное нежелание быть знатоками и ценителями юридических услуг.
Оценка потребителями юридических услуг, как и консалтинговых услуг вообще, имеет определенную специфику. Специфические особенности консалтинговой услуги заключается в ее неосязаемости, а также в незаметности и, как часто бывает, в отсутствии оконченной материальной формы. В связи с этим, идентичные услуги, выполненные одновременно двумя консалтинговыми фирмами, могут существенно отличаться не только по своей форме, но и иметь разную методологию проведенных разработок, а также отличаться содержанием. Исходя из выше выложенного, каждая услуга юридической компании — уникальна. Клиент имеет возможность оценить качество предоставленной ему услуги или же сразу после окончания непосредственного процесса консультирования, или через некоторый промежуток времени.
«Неощутимые» услуги
Клиенты, говоря о негативных моментах в работе юридической фирмы, нередко отмечают неприемлем подход к оплате услуг. Конечно, клиент всегда прав. Сложность оценки услуги заключается в расхождении между себестоимостью услуги, как ее себе представляет клиент, и ценой, которую он должен заплатить. Ведь клиент, как правило, не учитывает необходимости получения консультантом новых знаний, необходимых для выполнения поставленной задачи.
Среди факторов недовольство схемой и размерами оплаты услуг можно назвать неспособность адекватно оценить полезность консультационных услуг и интеллектуальный труд юриста, нежелание платить «неосязаемые» услуги, отсутствие соответствующей культуры и опыта общения с независимыми экспертами, низкую платежеспособность потенциальных клиентов.